Оптимальные приемы техники катания по ПЛС

Раздел 1. Техника радикального бэккантри-карвинга.

Раздел 2. Техника передвижения в стиле ски-тур.

Автор и ведущий – Игорь Комаров (подробнее об авторе см. «Перезимовать лето», «Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов (ПЛС )» ).

Предлагаемая программа является логическим дополнением успешно проводимого в течение последних семи лет блока теоретических и тренинговых программ « Пилотирование ПЛС».

Используемые методики входят в программу подготовки ряда «горных» спецподразделений силовых министерств.

На основании анализа несчастных случаев в райдинге за истекшие двадцать лет, автор пришёл к выводу, что основополагающими причинами аварий являются:

А. Стратегические ошибки в выборе места и времени проведения внетрассовых спусков;

Тактические ошибки непосредственно в прокладке маршрута спуска;

Оперативные просчёты во взаимодействии группы райдеров, как команды, действующей в экстремальных условиях.

Б. Техническая неадекватность — отсутствие уверенного владения приёмами оптимальной техники катания по ПЛС.

Успешно противодействовать факторам А позволяет участие в программах блока «Пилотирование ПЛС», «Погода в горах» (метео- и синоптика для райдера).

В ходе проведения вышеупомянутого блока программ «Пилотирование ПЛС» в практической «полевой» их части, а так же при проведении летних бэккантри-программ «Перезимовать лето», автор столкнулся с проблемой несоответствия технической подготовки подавляющего числа участников требованиям безопасности, предъявляемым как зимним, так и летним райдингом, т.е. с фактором Б аварийности на «диком» склоне.

При этом:

Участие во фрирайд-программах и бэккантри-мероприятиях под руководством даже превосходных гидов райдинга, ныне достойно представляющих Российский фрирайд, направлено, в первую очередь, НЕПОСРЕДСТВЕННО на осуществление спусков по склонам различной сложности. В силу чего, на отработку особенностей технических приёмов катания, обеспечивающих максимальную безопасность на ПЛС, отводится недостаточно времени. Зачастую, в форме крайне нерегулярного факультатива. В связи с чем, на достижение уровня, удовлетворяющего, с моей точки зрения, требованиям реально надёжного, следовательно, безопасного катания по ПЛС уходят ГОДЫ.

Обучение начинающих лыжников, в первую очередь, и сноубордистов – отчасти, самими официальными методиками, для этой цели предназначенными, практически исключает навыки основ катания по необработанным склонам. Вследствие чего путь начинающего лыжника к внетрассовому катанию – крайне долог и ненадёжен. Отсюда – мизерная доля ски-райдеров, в сравнении с общим числом горнолыжников. У бордеров же, в силу особенностей инструмента, этот самый путь, хотя значительно более короток, но и ТЕМ БОЛЕЕ ОПАСЕН (см. «Статистика несчастных случаев в горах» МЧС РФ). В результате, аварийность борд-райдеров неоправданно высока.

Появление колоссального количества «скользящего инструмента» для райдинга, ежегодное предложение фирмами всё более и более радикальных моделей, предназначенных для внетрассового катания, насущно требует выделения времени непосредственно для ознакомления с особенностями техники «работы» на новой модели и отработки навыков для оптимального использования новых возможностей.

Раздел 1, названный «Техника радикального бэккантри-карвинга» основан на глубоком убеждении автора (райдера с более, чем тридцатилетним стажем, практически, круглогодичного внетрассового катания и лавинщика-ПРАКТИКА с четвертьвековым опытом), что резанное ведение лыж ли, борда является универсальным и наиболее безопасным для всех типов рельефа и видов снежного покрова. Исходя из результатов, достигнутых в обучении упомянутых в третьем абзаце госслужащих, участие в этом разделе программы способно резко сократить время адаптации Вашей техники к условиям райдинга. А начинающим – выходить на необработанные склоны – непосредственно в первые дни обучения. Соответственно, значительно уменьшить сроки вашей беззащитности на ПЛС и технически сложных (читай – опасных) склонах.

Раздел 2, «Техника передвижения в стиле ски-тур». Без овладения этой техникой, невозможно добиться ощутимых результатов в бэккантри-райдинге.

Включает ознакомление со снаряжением, необходимым для ски-туринга, обучение технике передвижения ВВЕРХ по заснеженному склону с применением этого снаряжения. Правилам техники безопасности при проведении ски-тур – акции. А также основам и особенностям спусков на лыжах (бордах) в бэккантри-мероприятиях, в т.ч. – технике и приёмам спуска с рюкзаком значительного веса, правильному безопасному использованию «айс-фи» на спуске, применению альпинистского страховочного снаряжения, GPS-навигации и т.д.

При этом, участнику не потребуется замена привычных лыж на лыжи, оснащённые ски-тур-креплениями. Будут предоставлены ски-тур-адаптеры, позволяющие использовать Вашу собственную лыжу. Что не исключает возможность протестировать и обучаться на спецальном ски-тур комплекте. Предоставляектся так же камус, лыжные «кошки» и т.п. (подробнее см. «Пока ещё не началось», гл.7 «Вслед за серым облаком», «Как перезимовать лето?», www.snowadventure.ru , «Статьи» ).

Участие в разделе 2 программы усиленно рекомендуется райдерам, планирующим принять участие в летней бэккантри-программе «Перезимовать лето», так и в других бэккантри-мероприятиях.

Адресованы: как экспертам, так и делающим первые шаги в катании.

Продолжительность: от одного до пяти дней в сезон.

Место проведения: Приэльбрусье, преимущественно склоны горы Чегет.

Количество участников: от одного до шести, с непременным условием однородности технической подготовки группы.

Продолжительность одного занятия: не менее четырёх, до шести часов в день.

Допустимы, в случае многодневного курса, перерывы между днями занятий, неограниченные в длительности.

Параллельно с участием в программе, автором рекомендуется последовательное прохождение блоков обучения по программе «Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов (ПЛС)».