Кавказ сентябрь

Написанное ниже представляет собой краткий дневник путешествия четверых москвичей, проведенного во второй половине сентября 2006 года под руководством Игоря Комарова и Ильи Гаврилова по трем районам Кавказа: Безенги, Северное Приэльбрусье и Архыз. Как всякий дневник – это отражение очень личного восприятия. Уж не обессудьте!

1-й день

МинВоды встретили нас серым моросящим дождиком, но как только мы увидели Игоря и Илью, как только загрузили вещи в машину – погода перестала иметь значение. Наконец-то мы ЗДЕСЬ!

Вторую половину дня гуляли по Пятигорску, пили вкусный винчик. Особо запомнился кофе на балконе «Вернисажа»: тихий вечер, город в огнях и девушка приносит нам флисовые пледы, чтобы стало еще уютней.

Безенги

День отъезда. Солнце, на небе – ни облачка. Видимость – ошеломляющая. С трассы – весь Кавказ как на ладони, от Эльбруса до Казбека и дальше. Такого мы здесь никогда не видели!

Потом цветущий Нальчик с его чудо-клумбами, живописнейшая дорога, замок Джабоевых… За поселком Безенги дорога заметно ухудшается. А еще говорят, что это русские называют дорогой место, по которому хотят проехать! . Удивляясь мастерству и смелости водителя и возможностям обычной «Газели», через некоторое время добираемся до а/л Безенги.

В следующие два дня ходим налегке. К Миссес-кошу, в направлении Безенгийской стены. По дороге лакомимся спелой брусникой, слегка прихваченной ночным заморозком. Потом – к маленькому трудяге-водопаду, многие годы выдалбливающему себе путь в каменном ложе. Потом – к стоянкам у озера под пиком Брно…

Игорь называет это фитнесс-альпинизмом, и это действительно так. Благодаря грамотно выбранному темпу движения, отличной погоде и отсутствию спортивного фанатизма, наши «гулялки» были легкими и красивыми, чего и хотелось нашим измученным организмам.

Еще Безенги запомнились красивейшими суровыми горами (описывать которые словами нет смысла); очень добротным устройством лагеря, за которым чувствуется хороший хозяин; огромным черным небом с мириадами звезд; Лебедем, плывущим по Млечному Пути… А еще – радостным известием о рождении двух малышек, появления которых на свет так ждали, так волновались за них и за их маму.

На следующий день с легкой грустью расстались с Безенги и уже вечером гуляли по Пятигорску. Посмотрели, наконец, Провал при свете дня…

Завтра – на север Эльбруса.

Северное Приэльбрусье

Утром стартуем сначала в Кисловодск, а уж из него – к Эльбрусу, почти по азимуту.

Для меня эта дорога особенная еще и потому, что когда-то я проходила по ней пешком и временами глаза находят знакомые ориентиры, от которых сердце начинает биться чаще: последняя автобусная остановка в Кисловодске, высокие тополя в центре Киче-Балыка, Долина Нарзанов, дорога наверх, на плато… Потом начинается область неведомого: гора Тузлук, каменный лингам…

Дорога порой такая, что «американские горки» отдыхают! Но за рулем Мастер и чувствуется, что его железный конь хорошо объезжен. И все же после каждого следующего впечатляющего участка бросаем на Сергея восхищенные взгляды и удивленно-радостно переглядываемся. А впереди над всем этим царит красавец-Эльбрус и величественно позволяет нам приблизиться.

И вот мы в лагере у Серебряного источника. Сразу же идем к нему, поздороваться. Потом устраиваемся в домиках МЧС. Два домика-спальни, третий – кают компания. И дорожка, выложенная желтым кирпичом… Здорово! Спасибо ребятам за приют!

На следующий день отправляемся в «кругосветку». По тропе от лагеря, через «аэродром» поднимаемся все выше и скоро попадаем как-будто на другую планету. Часто вспоминается царство подземного короля из «Пера Гюнта». Таинственные тролли и сказочные чудовища, превращенные в камень каким-то волшебником, застыли на гребнях морен и, кажется, не спускают с нас глаз.

Так под их пристальными взглядами мы и шли. К каменным «грибам», по дну высохшего Креветочного озера, потом к большому Голубому озеру…

Наши мнения о характере здешних мест сильно разошлись, но мое таково: места эти суровые, иногда даже мрачноватые, но очень красивые и сильные. Жаль, что в этот раз у нас слишком мало времени, чтобы познакомиться с ними получше.

Следующим утром не торопясь собираемся и той же дорогой возвращаемся в Пятигорск.

Скальные занятия на горе Острая

Утром попрощались с Ирой, которой, к сожалению, нужно было возвращаться в Москву, и поехали на Острую…

Я, вообще-то, скалы не люблю. Очень. И есть к тому причины. Но, как оказалось, я просто «не умею их готовить». Зато Илья и Игорь делают это мастерски. Постепенно добавляя остроты в это «блюдо», они провели нас по гребню уверенно и спокойно. Добавьте к этому ясный осенний день, теплый ветер, кроны деревьев, мягко колышущиеся где-то внизу и вид вдаль на многие километры… Словом, мы получили от этих занятий гораздо больше, чем умение двигаться по «перилам». За что огромное спасибо Илюше и Игорю!

Архыз

Внизу – кажется еще бушует лето, хотя и сено уже собрано в копны, и скот потихонечку гонят к дому… А наверху – золотая осень во всем своем великолепии. На склонах гор – прямо персидские ковры, каких красок тут только нет! Вот уж действительно, «осень владеет такою палитрой, что живописцам стреляться!». Уже довольно прохладно и, несмотря на буйство красок, порой слышится пронизывающая, щемящая нотка – зима уже не за горами…

Но у нас пока золотая осень и на следующий день после приезда мы бодро выдвигаемся в сторону перевала Озерный. Проходя через разноцветный лес, мимо могучих пихт, любуясь маленькими водопадами и большими вершинами, мы поднимаемся всё выше, пока не выходим на перевал. И… открываем рты. Какая красотища!

Больше ничего говорить не буду, но пожелаю всем увидеть это своими глазами.

На спуске нас застигает дождь, но мы уже на тропе и нам не страшно. Зато, вернувшись в лагерь, по достоинству ценим, как хорошо в непогоду сидеть в большой палатке, специально взятой Игорем для кают-компании, кипятить чаек и не торопясь беседовать о том, о сем.

Следующим утром, около 7-ми часов, выходим из лагеря к вершине Надежда. В солнечный день из долины она смотрится очень красивой. Но сегодня низкая облачность и верхушки гор не видны. С выходом немного опоздали, поэтому стараемся идти как можно быстрее. Разноцветный «ковер» сменяется камнями и травой, потом камнями и льдом.

Наверху ребята замечают туров. Эти милые животные, говорят, развлекаются тем, что сбрасывают камни на людей внизу. Но нас Бог миловал. Подъем проходит по довольно неприятной осыпи, концентрируемся на том, чтобы не повторить «подвиг» туров и не спускать камни.

Затем поднимаемся на гребень и устраиваем небольшой привал. Временами облака раздувает и открывается вид на окрестные горы. К сожалению, только фрагментами, но и это впечатляет. Мы-то думали, что Архыз – это невысокие, несложные горы… А тут взору открываются большие снежные поля, разорванные ледники, величественные вершины.

Ну а мы поднимаемся по несложному гребню вверх. В одном месте гиды вешают перила, но после Острой прохождение этого участка не вызывает никаких проблем. Выходим на предвершинный гребень и оказываемся в облаке. И когда Илюша в своем ярком сине-оранжевом одеянии уходит вешать веревку, кажется, что он уходит в никуда. Вскоре к нему присоединяется и Игорь. Потом они зовут и нас, и вскоре мы уже на вершине.

Наверное, отсюда замечательный вид в солнечный день, но нам на погоду грех жаловаться. Немного посидев, торопимся вниз, пока она не испортилась окончательно. Дождь нас все-таки достает, но уже в безопасном месте.

Когда же мы возвращаемся из царства камней в царство золотой осени, наступает эйфория. И оттого, что все-таки взошли на вершину, и оттого, что поездка вышла такой замечательной, и оттого, что жизнь прекрасна, наконец! Не хочется никуда торопиться, хочется вдыхать, вбирать в себя окружающий мир каждой клеточкой, каждой частичкой.

Так мы и спускались. Не торопясь, часто останавливаясь, чтобы полюбоваться, пофотографировать, полакомиться ягодкой…

А следующим утром – чистое небо, ни облачка, солнце! Ночь была холодной, всё вокруг в инее. И вот под лучами солнца как всё это засверкало, как заискрилось!

Очень не хочется уезжать и мы откровенно тянем время, не торопясь занимаясь просушкой палаток и сборами. И всё же наступает миг отъезда. «Спасибо этому дому…»

Той же дорогой спускаемся вниз, в долину, а потом сворачиваем и через Карачаевск, мимо скалы-Монах, по красивейшей дороге, с замечательным видом на Скалистый хребет, замыкаем огромный круг и возвращаемся в Кисловодск.

Дело к вечеру и все подустали, а уж Илюша вдвойне, он весь день за рулем. И все же перед самым городом он вдруг с хитрым видом сворачивает с трассы, провозит нас мимо осушенного озера, на дне которого в траве водятся какие-то загадочные рыбы ; мимо нарзанного источника… и останавливает машину у «Замка Коварства и Любви».

Выпив кофейку и полюбовавшись этим романтическим местом, возвращаемся в Пятигорск уже при полной темноте.

В последующие два дня ходили по терренкурам Железноводска, восхищались старинной грязелечебницей в Ессентуках, гуляли по старому Кисловодску и кисловодскому парку…

День отъезда

Ну вот и дождались! После двух недель замечательной погоды сегодня в природе дождь. И это вполне соответствует настроению. Как обычно, всё хорошее заканчивается слишком быстро и две недели, обещавшие быть такими долгими, промелькнули как один день.

Нас буквально распирает от впечатлений и хочется сказать огромное СПАСИБО Игорю, Илюше, всем, кто участвовал и содействовал проведению этого путешествия; горам, солнцу, гостеприимному Пятигорску, старому дому, приютившему нас на время…

И еще. Следующая программа, конечно же, будет другой. Но оглядываясь на эту, уже сейчас, дома, по прошествии некоторого времени, я понимаю, что НИЧЕГО не хотела бы в ней изменить. И это мне кажется важным.